Действительно ли детям, которые учатся дома, не хватает социализации? Чтобы разобраться с этим вопросом, нужно сначала понять, что же такое социализация.
️Словарь определяет ее как процесс усвоения поведения, социальных ценностей и норм, психологических установок, знаний и навыков, необходимых для успешного функционирования в обществе. Проще говоря, это воздействие старшего поколения на детей, поэтому взрослый человек вполне способен социализировать ребенка. Если переносить социализацию на школу, то у домашнего обучения есть определенное преимущество: можно выбирать взрослых, которые будут передавать ребенку нормы и ценности, например, сменить репетитора, если он не нашел общий язык с учеником.
Процесс социализации состоит из двух этапов. Первичная социализация занимает период от рождения до момента взросления, а вторичная занимает всю оставшуюся жизнь. Первичная социализация наиболее важна, обычно она проходит в семье, и именно семейные ценности, устои и привычки оказывают наибольшее влияние.
Но социализация — процесс нелинейный. Она не проходит ровно, например, в подростковом возрасте многие вовсю экспериментируют с социальными нормами, нащупывают рамки и границы допустимого поведения. Отсюда — тату и пирсинг, волосы кислотных цветов, тоннели в ушах и другие, обычно неодобряемые взрослыми, способы самовыражения. К окончанию пубертата большинство молодых людей успокаиваются, перестают искать одобрения со стороны авторитетов и принимают себя.
Так существует ли на самом деле проблема социализации? Да, если путать ее с коммуникацией. Большинство родителей, ратующих за школу в ее нынешнем виде, считают, что именно там дети приобретают социальные навыки. Да, они общаются там с учителями и сверстниками, но это ограниченный круг людей, который не меняется годами. Потому ребенок не получает важных для него навыков взаимодействия с разновозрастными взрослыми в том количестве, в котором это необходимо. Но ведь после завершения учебы человек не общается исключительно с ровесниками.
Вообще социализация — это на 90 процентов влияние ближайшего окружения и на 10 процентов — опыт взаимодействия с другими людьми. Если в семье ведут здоровый образ жизни, много читают, ребенок, с большой вероятностью, примет эти нормы как данность. Но если папа каждый вечер лежит с пивом на диване, а мама целыми днями смотрит сериалы, можно ли ждать чудес от школы?
Ошибочное мнение, что детям на домашнем обучении недостаточно общения, основывается на неправильных представлениях о тех семьях, которые его выбрали. Хоумскулеры вовсе не изолированы от мира. Дети общаются со сверстниками на кружках и секциях, посещают занятия по интересам, где они взаимодействуют с другими детьми и взрослыми. Количество контактов меньше, чем в школе, но это с лихвой компенсируется их качеством.
Интересно, что хоумскулинг — явление в принципе не новое для цивилизованных стран и вполне изученное. Так, в 1986 году социологи из Европы исследовали поведение детей на домашнем обучении, сравнивали его с поведением их ровесников, посещающих школу. Единственное отличие, которое они обнаружили, — это меньшая зависимость хоумскулеров от группового влияния сверстников.
Психологи и сейчас говорят о том, что социализация имеет мало общего со школой. Одним из важнейших показателей к успешному функционированию в обществе является уровень самоуважения. И тут хоумскулеры впереди — американские социологи доказали это путем исследования. Американский профессор Томас Смедли даже защитил диссертацию на тему социализации детей, получающих семейное образование. По его оценкам, дети-хоумскулеры оказались более социально зрелыми, они лучше обслуживают себя в быту и лучше общаются. В то время как обычные школьники приобретают навыки временной, горизонтальной социализации, хоумскулеры демонстрируют навыки вертикальной социализации, то есть приобретают ответственность и умение служить обществу.
3588