Как решение экологической проблемы может стать бизнесом
Социальный проект – это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения. Я уважаю социальные проекты и предпринимателей, которые не только созидают или собирают на новый порш, но и что-то делают для мира.
Но особый шикардос, когда социальный проект – это не просто благотворительность формата "вот вам деньги" (что лучше, чем ничего), а создание устойчивого социального проекта. Проектам нужны деньги, чтобы жить и развиваться. Поэтому я считаю, что вышка – это социальное предпринимательство.
Именно таким является проект 26-летнего Бояна Слата из Нидерландов, который изобрёл «стильный способ» очистки океана от пластика. Такие кейсы хочется изучать и на них учиться. Давайте разберём.
Итак, проект Бояна Слата – это некоммерческая организация, которая занимается разработкой технологий для очистки мирового океана.
1. Старт проекта.
В 2013-м, когда Слату было 18 лет, он бросил учёбу в университете и основал фонд The Ocean Cleanup. Его цель мега амбициозная – до 2050 года полностью очистить Тихий океан от губительного «пластикового супа».
2. Финансирование.
Бояну Слату удаётся привлекать миллионы долларов на исследовательские экспедиции, разработки, конструирование и производство экспериментальных очистительных аппаратов, оплату труда более 80 постоянных сотрудников (не считая всевозможных подрядчиков).
Вдумайтесь, только за первые 100 дней существования фонда силами более 38 000 спонсоров из 160 стран было собрано более $2 млн.
3. Коммуникация.
Парень талантливый стендапер, умеет представить свою идею и эффектно прокоммуницировать её с аудиторией. Все медиа-ресурсы проекта The Ocean Cleanup сделаны грамотно и со вкусом. Видно, что над ними работают спецы высокого уровня.
4. Фейл.
В 2018-м после сотен испытаний различных прототипов, команда развернула в районе Большого тихоокеанского мусорного пятна первую бета-модель Wilson 001. Запуск был грандиозным: участвовало 30 судов, самолёт, велась прямая видеотрансляция в сети. Но 600-метровый колос Wilson не выдержал и четырёх месяцев работы в море. А вместе с ним накрылся медным тазом и план о сборе 50% тихоокеанского мусора за 5 лет.
5. From trash to treasure.
Пока конструкторы создают новую очистительную модель, запуск которой запланирован на 2021 год, Боян Слат находит применение собранному Wilson-ом мусора.
Он подключил технологов, пригласил дизайнера, провёл переговоры с итальянским брендом и в октябре прошлого года презентовал «самый стильный способ избавить океан от пластика» – дизайнерские очки от солнца. Сделаны они из пластика, собранного в Большом тихоокеанском мусорном пятне, а чехол к ним – из развалившегося корпуса Wilson 001.
6. Бизнес-модель.
Стоимость одной пары очков – $199 (или евро – для европейцев). За эти деньги команда The Ocean Cleanup обещает очистить от пластика территорию площадью в 24 футбольных поля.
Площадь Тихоокеанского мусорного пятна равна приблизительно 500 000 футбольных полей. И к моменту написания этого поста (прошло два месяца после презентации продукта) уже было собрано 43% необходимых средств для очистки площади в 213 400 футбольных полей.
- - -
В этой истории я хочу отметить следующие моменты
1. Позиция – не ныть, а действовать.
2. Цель – сделать мир чище. В то время, как одни производят мусор (по статистике ежегодно в мире потребляется 320 млн тонн пластика), не задумываясь о будущем, такие, как Боян Слат, ищут способ предотвратить экологическую катастрофу.
3. Стремление построить бизнес на решении экологической проблемы.
Я считаю, что будущее именно за такими социальными проектами, которые способны на себя зарабатывать, и такими ребятами, как Боян.
p.s.
Я недавно рассказывал о своем опыте в социальном предпринимательстве на примере ресторана 4City – почитайте, есть чему поучиться на нашей истории. Но проект Бояна Слата гораздо круче наших и потому вдохновляет. https://img.netpeak.ua/rezdopiz_editor/160855255829_kiss_602kb.png
2169